Mirror 21 июл 2008, 13:09
Из одной статьи о навязчивостях:
"Таким образом, мы разделили компульсивные действия на три группы — в соответствии с используемой стратегией.
1. Повторные действия. К этой группе относятся компульсивные действия, связанные с повторением определенного действия, например, повторное умывание (группа "washers"). Многочисленный повтор должен создать уверенность, что действие было совершено. Вместо этого используется стратегия, используемая в семантической памяти — запоминание, связанное с повторением. Действительно, повторение сематического материала приводит к лучшему запоминанию (Linton, 1972). Однако, в случае систематически повторяемых действий (например, мытье рук) работает обратный закон: чем чаще событие повторяется, тем меньше оно регистрируется в эпизодической памяти (Linton, 1982). Тем самым, повторение не улучшает, а скорее даже ухудшает эпизодическую память. В результате повторения приводят к повышенному беспокойству и пониженной способности доверять собственной памяти. Так создается замкнутый круг, усугубляющий компульсию.
2. Проверочные действия ("checkers"). Для этой группы больных характерно многократное выполнение определенных действий (проверка — "запер ли я дверь?"). В этом случае, больной не доверяет памяти настолько, что предпочитает видеть своими глазами то, что люди, не страдающие обсессивным неврозом, могут восстановить по вероятностному прогнозу. Эта стратегия напоминает использование "узелков" для запоминания: чтобы вспомнить определенный факт, человек использует конкретный предмет — узелок.
3. Сложные ритуалы. Подобные ритуалы были подробно описаны в литературе (например, Фрейд, 1916/1989, лекция XVII). Мы остановимся здесь лишь на механизме образования сложных ритуальных компульсий. Для борьбы с мучительными сомнениями больной ищет (чаще на неосознаваемом уровне) способ запомнить свое действие. Как известно, необычные, редкие действия запоминаются особенно хорошо (Wagenaar, 1986). Мы полагаем, что сложные ритуалы основываются на этом принципе. Больной совершает необычное сложное действие ("ритуал"), целью которого является улучшение запоминания действия, совершенного непосредственно до и после ритуала. Например, чтобы запомнить, что он запер дверь, он делает какое-то необычное действие (не совсем правильно его называют иногда "символическим", "ритуальным") — например, рисует рукой какую-то необычную фигуру на двери или прыгает три раза на одной ноге. И это помогает — теперь уже больной помнит, что запер дверь, и тревога утихает. Так как повторение ритуала превращает его в знакомый и, следовательно, в хуже запоминаемый, то больной постоянно привносит изменения в ритуал. В силу этого обстоятельства, ритуалы становятся все более сложными и длинными. Тем же обстоятельством можно объяснить изменчивость ритуалов (например, добавление новых действий или выполнение действий иначе) — когда ритуал повторяется много раз, и "символическое" действие становится обычным, входит в ежедневный порядок, оно перестает запоминаться. И тревога возникает вновь. Чтобы снова уменьшить тревогу, нужно придумать какое-то новое необычное действие.
Итак, в генезе обсессивного невроза существенной является комбинация нарушения опоры на вероятностную структуру прошлого опыта (когда потеряна способность пренебречь очень маловероятными событиями) и тревожности. Здесь может возникать и "порочный круг": неспособность пренебречь крайне маловероятными событиями усиливает уже имеющуюся тревожность — и болезненные явления усиливаются.
И в заключение — несколько слов о тактике психотерапевта по отношению к больному обсессивным неврозом. Необычные действия, которые совершает больной для устранения тревоги, следует рассматривать не как вредную привычку, не как связанный с бредом "ритуал". Эти действия — компенсация, призванная с помощью лучшего запоминания восполнить то, что у здоровых людей не нуждается в запоминании, а у больного вызывает тяжелое для него чувство тревоги. Для облегчения этого тяжелого чувства полезно сделать этот механизм компенсации осознанным и сознательно управляемым самим больным."