"Ибо неправые помыслы удаляют от Бога" Псам Сал 1, 3
Старец всегда нас побуждал иметь хорошие помыслы.
Говорил, однако, что не следует заключать цель
только в этом, т.е. чтобы иметь добрые помыслы: ибо
должна через них очиститъся душа наша и пребывать
голой, в одной только одежде — Божественной благода-
ти, которую мы получили во святом крещении. «Эта
есть цель, — говорил он нам, — да покорится ум наш
полностью Божественной благодати.
Христос только одного ищет от нас — смирения.
Всё остальное потом даёт Божественная благодать.
Древние отцы совсем не доверяли своим помыслам.
Привели как-то из пустыни одного брата, который
поверил своему помыслу, что он — святой и что его ме-
ры нет никого другого в мире. Спросили тогда Старца:
может быть, отвезти его в мир к психиатру?
Старец сказал:
— В этих случаях не будет пользы от врачей. Разве
только то будет, что монах опозорится у мирян. Врач
может дать ему успокоительные таблетки, которые, в
лучшем случае, могут помочь немного, если класть их в
еду и оказывать и любовь духовную и постараться доб-
ром исправить ему помысел: ибо это — проблема духов-
ная, и происходит от эгоизма и от чрезвычайной любви
и доверия к своему помыслу. Не существует более худ-
шей и ужасной вещи, чем то, когда кто слушает и имеет
доверие своему помыслу.
Старец продолжил:
«Миряне, когда слушают и верят своему помыслу,
становятся безумными, монахи же прельщаются. Монах
не должен принимать таблетки. Таблетки для монаха—
смирение и покаяние. Но обе сии ушли от монаха, по-
тому мучается. Когда же возвратит их в душу, тогда ус-
покоятся все его проблемы.
Так они дают власть диаволу воевать с ними.
Когда у кого-либо возникает испорченный помысел
Не отсюда ли бывает т.н. "порча"?
Что касается теперь "успокоительных" психотера-
певтических лекарств, то в тех тяжёлых состояниях, ко-
гда прельщаются и убегают из-за помыслов, лекарства
эти бывают иногда полезны.
Если, к примеру, брат стремительно спустился и
мчится со скоростью 200 км/час, следует ему дать одну
дозу лекарств, так чтобы "срезать" его большую ско-
рость, скажем, до 80 км/час. Одновременно нам нужно
оказать ему любовь и постараться исправить помысел и
убедить его не слушать своего помысла. Сколько брат
будет приходить в себя, столько и доза лекарств пони-
жается, и это пусть будет на малое время.
Когда ум брата убегает от смирения и бежит безос-
тановочно к фантазиям, тогда, когда даётся ему это ле-
карство, оно начинает затруднять думать и фантазиро-
вать, и фантазия у него намного ограничивается. К нему
приходит сон, усталость, аппетит на еду, и, вообще,
смиряется и телесно.
Когда кто прельщается, поскольку полностью пове-
рил помыслу, чтобы прийти в себя, не существует ника-
кого автоматического и чудодейственного решения. Для
исцеления нужно:
Во-первых, важнейшее и главнейшее, прочувство-
вать в действительности то тяжёлое состояние, в кото-
рое пришёл.
После того как прежде почувствует, во-вторых,—
покаяться, исповедоваться и уже никогда не слушаться
своего помысла, но указывать на них своему духовному
отцу.
Третье, — когда прочувствовал своё несчастное со-
стояние, постоянно просить в молитве милость Божию,
чтобы помиловал его Христос и пришла благодать Его.
Я, другого способа чудодейственного не знал и каж-
дый только смирением может прийти в себя и спастись.
Только смирение спасает.
------------------------------------------------------------------
Я взял отдельные места из главы книги, кого интересуе полность
глава дайте знать на E-mail rb-mixail@yandex.ru
я вышлю Вам
Михаил.