rb-mixail писал(а):1) Как только ощутишь движения низшей чувственной и страстной воли, тотчас всеусильно воспротивься им и отнюдь не допускай, чтоб твое произволение склонялось на них, хотя бы мало,- подави их, отжени, отрей от себя сильным напряжением воли.
Эти советы безусловно хорошие, но немного не о том. Здесь следует различать обычные мысли, которые поддаются управлению в сознании, и навязчивые мысли, которые в принципе не поддаются управлению, что содержится в самом определении навязчивых мыслей ("Навязчивые мысли (обсессии) — это беспрестанное повторение нежелательных, нередко тягостных мыслей, представлений и влечений, от которых нельзя избавиться усилием воли.").
Обычные мысли происходят от "движений низшей чувственной и страстной воли", то есть первичным являются чувства и эмоции, которые порождают мысль. На мой взгляд, это главное, чувства или аффект порождают мысль! Такие мысли наше сознание считает "своими", и может бороться с ними. Навязчивые мысли есть самовозникающие мысли в сознании, так же как и бред, независимо от аффекта. Сознательным усилием воли подавить их нельзя, так как эти мысли чужды нашему сознанию и нашей воле, сознание считает их "чужими", а следовательно, эти мысли не обязаны подчиняться сознанию, и они не подчиняются воле. Отличие навязчивых мыслей от бреда только в критике к этим мыслям.
Приведу пример психотерапии при навязчивых состояниях, взятый из книги "Психиатрия" Шейдер Р.:
"Поведенческая психотерапия невроза навязчивых состояний основана на сочетании провокации навязчивости и предотвращения ритуала. Провокация навязчивости уменьшает тягостные переживания, вызванные этой навязчивостью, тогда как метод предотвращения ритуала позволяет сократить время, затрачиваемое на исполнение ритуала. Для примера рассмотрим следующий случай: наш больной боится, что если он поднимет сиденье унитаза прежде, чем помочится, то обязательно заразится СПИДом (даже у себя дома). Однако, будучи воспитанным человеком, он все-таки, прежде чем помочиться, каждый раз поднимает сиденье. Возникшую тревогу он может унять, только умывая руки в течение 5 мин. Больной ненавидит этот ритуал, так как он отнимает время и заметен для окружающих. При провокации навязчивости больному предлагают специально поднять сиденье унитаза руками (при этом нельзя браться за сиденье туалетной бумагой или поднимать его носком ботинка); тем самым как бы “увеличивают” риск заражения СПИДом (на самом деле заразиться таким путем невозможно). Тревога у больного нарастает, и в этот момент дают новое задание: уменьшить время мытья рук до 4 мин. Поведенческую терапию, конечно, следует сопроводить психологической поддержкой и подробным рассказом о СПИДе, с тем чтобы ослабить тревогу больного и усилить настрой на выздоровление. При повторении заданий постепенно уменьшается и тревога, связанная с прикосновением к унитазу, и время выполнения ритуала. Больной начинает понимать, что он и без ритуала может справиться со своими тягостными ощущениями.
25% больных отказываются от поведенческой терапии: она вызывает у них слишком большую тревогу. Среди тех, кто прошел курс, у половины больных выраженность навязчивостей и время ритуала уменьшаются на 70% и более, еще у 40% больных — на 30—69%. У 60% больных, получавших поведенческую терапию, симптоматика, как правило, остается стабильной в течение 6 лет и более, а если нарастает, то умеренными темпами. Если же проводится только медикаментозное лечение, то почти всегда после его окончания быстро наступает рецидив."